30.07.2009

Спутники СССР уходят с орбиты?


Автор: Виктор ЛЕРНЕР

Бывшие советские республики все дальше уходят от России и устремляются на Запад. Впрочем, это не значит, что они торопятся при этом принять западную модель демократии. Их интересуют совсем другие ценности.
More...
«Центробежными» назвали политологи процессы, которые наблюдаются в последнее время в Центральной Азии. Бывшие российские страны-сателлиты одна за другой сходят с «московской орбиты» и устремляются в свободный полет. Причем пункт их назначения, пожалуй, не очень ясен даже им самим, не говоря уже об окружающих.

Дружба - выгодный товар

Президенту России Дмитрию Медведеву вряд ли сложно найти общий язык с его таджикским коллегой Эмомали Рахмоном. Хоть неофициально, хоть за столом переговоров. Потому что лидер этой центральноазиатской страны, как и руководители окружающих государств, вырос в Советском Союзе и прекрасно разговаривает по-русски.

Тем не менее этот факт не остановил его руку, когда он подписывал указ об отмене в Таджикистане второго государственного языка, каковым являлся русский. Может быть, когда-нибудь Эмомали Рахмон отменит это свое решение и вернет русский язык в страну в качестве второго государственного, но что потребует взамен? В последнее время Москве все чаще приходится сталкиваться с примерами торга.

Совсем недавно Кыргызстан ухитрился «стрясти» с Кремля кредит на сумму в 2 миллиарда долларов за то, чтобы отказать в приюте американской военной базе. Получив деньги, кыргызское руководство немедленно «развернуло оглобли» и позволило американцам остаться у себя в стране - более привычные к торговым операциям с восточными «демократическими сатрапами» янки сообразили, чем завоевать благосклонность этой маленькой республики.

Не отстает от соседей и Туркменистан, взвинчивая цену на свой газ, которым обладает в весьма впечатляющих количествах. Туркменское руководство предлагает его одновременно России, Европе и Китаю — и те прилежно соревнуются между собой в щедрости предложений, причем далеко не только денежных.

Лукавые азиатские союзники России заставляют Кремль платить за каждое обещание, за каждую дружескую улыбку - причем платить не только деньгами, но и политическим влиянием. Но ведь улыбки и обещания - это, если можно так выразиться, «возобновляемый ресурс»: им можно торговать направо и налево, не опасаясь, что он когда-нибудь иссякнет. Москве же волей-неволей приходится отдавать не улыбки, а живые деньги. Россия, и так задетая мировым кризисом, вынуждена сегодня всерьез бороться за незыблемое еще недавно влияние в Центральной Азии, с большим трудом договариваться с каждым отдельным государством.

Впрочем, подобная тенденция просматривается не только в Центральной Азии. Лучшим примером «торговли дружбой» может служить вовсе не азиатская, а братская Беларусь. Ее президент Александр Лукашенко известен периодическими приступами обиды на «Большого брата», однако никогда ранее «батька» не позволял себе столь массивных и острых «наездов» на Кремль, как это можно наблюдать сегодня.

Один за другим последовали срывы переговоров с Дмитрием Медведевым. Транзит российского дизеля через белорусскую территорию в литовский порт Вентспилс был остановлен мановением руки Александра Григорьевича. Официально это пояснили техническими неполадками, но так же легко в этом происшествии можно усмотреть очередную пробу сил в непростых двусторонних отношениях между Минском и Москвой - а на подобный жест такая зависимая ранее от России страна, как Беларусь, должна еще решиться.

Все сами с усами

Владимир Путин еще год назад, словно индусский гуру мантру, раз за разом повторял проклятия «американскому доминированию» и призывал к «многополярному миру». Самое позднее — с момента вступления Барака Обамы на пост президента США — Россия может считать, что в этом направлении был сделан весьма значительный шаг.

Новый хозяин Белого дома большую часть своего рабочего времени проводит в зарубежных поездках, не уставая уверять всех, кто только попадается на его пути, в том, что Америка вовсе не желает нести бремя «мирового жандарма» и что он, Обама, ничего иного так не желает, как равноправного партнерства как минимум для основных мировых «игроков». Об этом он говорил в Египте и Германии, это же повторял в России и Китае. Так что же, впереди у человечества в самом деле замаячил «дивный, новый мир», к которому так красноречиво призывал нынешний премьер России?

Вполне возможно. Только вот незадача: именно эти лозунги Путина классические друзья России поспешили превратить в собственные, причем весьма неприятным для Кремля способом. Раз многополярный мир, значит, мы сами с усами, для нас больше на Москве свет клином не сошелся. По большому счету, в этом нет ничего удивительного. В конце концов, подобный отказ от следования в российском кильватере может оказаться для бывших стран-сателлитов единственным шансом пережить нынешний мировой кризис.

Китай и Европа получают при этом в новом «спектакле» центральные роли: они обладают необходимыми финансовыми накоплениями, а также, что немаловажно, финансовыми инструментами, в которых отчаянно нуждаются в данный момент страны вроде Азербайджана и Беларуси. Неизвестно, не сменят ли эти страны старую зависимость от России на новую зависимость от ЕС либо КНР, но это уже вопрос будущего. Пока что странам СНГ не хватает именно того, что есть у поименованных «полюсов», - денег. Вот и переориентируются с ускорением свободного падения.

Знаменатель прежний — Россия

Для Содружества Независимых Государств подобные процессы не означают ничего хорошего. Интересы стран-членов СНГ давно уже прорабатываются в узком кругу, за закрытыми дверями, куда допускают далеко не всех лидеров этого «заменителя СССР». Таких клубов становится все больше — это и Организация договора о коллективной безопасности, и Таможенный союз, и Шанхайская организация, и «союзное государство» России и Беларуси...

Во всех этих организациях есть лишь один общий знаменатель — Россия, а значит, именно Кремль до сих пор определял музыку в этом хоре. Интересы России всегда оказывались превалирующими. Теперь это, похоже, кое-кому надоело: времена не те, да и Россия не та. Недаром Лукашенко еще пару дней назад довольно цинично заявил, что союз его страны с Россией - еще далеко не свершившийся факт.

Как не факт и то, что бывшие спутники России попросту переходят на другую орбиту и станут теперь обретаться вблизи иных «центров тяжести». Там, где распадаются старые союзы, совершенно не обязательно возникнут новые.

Сближение ряда восточноевропейских государств (в первую очередь, Украины) с НАТО и Евросоюзом явно держится западной стороной в определенных, достаточно жестких рамках. Евросоюз не стремится плотно вовлечь в свою орбиту новых «друзей» — как европейские, так и азиатские государства лидеры ЕС предпочитают держать на расстоянии пусть и дружеской, но вытянутой руки. Европейские руководители умеют улыбаться и обещать не хуже, чем их азиатские коллеги, а уж насчет выполнять обещания — это вопрос, как принято говорить, отдельный.

0 коммент.:

Отправить комментарий